Автор: Евгения Кошечкина
Сценарий «Титаника» ("Titanic", 1997) был написан режиссером Джеймсом Кэмероном в первой половине 90-х, фильм «Титаник» вышел на экраны в 1997 году. От вышедшего фильма сценарий отличается наличием сцен, которые были вырезаны или сокращены при монтировании окончательной версии.
Значительное число эпизодов, не вошедших в фильм, объясняет некоторые нестыковки в смонтированных сценах. Вошедшие сцены старались не переснимать в последний момент перед выходом фильма. Например, вырезанная сцена с Роуз, разбушевавшейся в своей спальне, объясняет, почему плачущая бегущая по палубе девушка была так растрепана, хотя за столом мы видим ее аккуратно одетой и причесанной. Отдельные моменты упущены при монтаже - например, сцена с Бейкером Джоухином на корме корабля. До разлома корпуса пьяный Джоухин находится уже по внешнюю сторону перил кормы - он никак не мог удержаться там даже будучи трезвым, если корма весом в тысячи тонн упала из вертикального положения в горизонтальное.
Если бы все запланированные в сценарии сцены вошли в «Титаник», то он бы растянулся не на три, а примерно на четыре с половиной часа. Но стремление режиссера не делить фильм на серии вполне объяснимо - история распалась бы на куски и перестала быть более цельной. К тому же, разбивать фильм пришлось бы в самый неподходящий момент - на середину фильма приходится сцена столкновения корабля с айсбергом. Весь накал напряжения, которого так стремился достичь Кэмерон, был бы испорчен этим делением. Поэтому режиссер избавился от всего, от чего только мог, как от лишнего балласта, чтобы сократить фильм и не потопить основную сюжетную фабулу.
В окончательной версии фильма некоторые реплики Кэмерон передает другим персонажам, многие мелкие сцены затопления корабля перемешаны и раздроблены для достижения той же цели - большей напряженности и динамичности целого.
В сценарии герои «Титаника» обрисованы более детально, в чем-то даже более реалистично. Мы узнаем, что первоначально Кэмерон создал образ Джека Доусона менее идеализированным, что более похоже на бродягу-сироту из 3-го класса; образ Роуз оказывается более импульсивным, что больше соответствует ее 17-летнему возрасту. Мы наблюдаем, что история любви Джека и Роуз развивалась более последовательно.
Cтановится более очевиден и мотив подводных работ Брока Лавита, и сам образ Лавита и его помощников. А в заключении мы узнаем, что старушка бросает в воду «Сердце океана» не одна, а при свидетелях, которые хотели завладеть сокровищем. А также понимаем, что Роуз делает это не только по причине старческого чудачества, но и ради того, чтобы благополучно сложилась еще одна любовная история.
Текст сценария «Титаник» позволяет познать, насколько глубок был замысел Кэмерона, и насколько конечный фильм соответствует и не соответствует этому замыслу. Кэмерон здесь еще проходит становление как драматург-архитектор, в «Титанике» проявляется еще много его слабых сторон. Но при этом история, созданная режиссером-сценаристом, необычайно захватывает, вовлекает нас в события отчасти правдивые, отчасти вымышленные. Скорее всего «Титаник» останется единственным фильмом Кэмерона, созданным по следам реальных исторических событий.
Сценарий «Титаника» переведен на русский язык в 2004 году.
В сборнике: «Титаник»
« Назад к списку