Рапсодия. Сайт для увлекающихся

О творчестве
«Не музыки нам надо, не слов, не палитры и не резца (...) - мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите, какой бы сюжет вы не избрали для беседы с нами!» (М.П. Мусоргский)

Сочинения, рефераты, доклады сгруппированы по темам:

Авторы раздела:



Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина


Автор: Анна Кошечкина


Сочинение по поэзии А.С.Пушкина.

Одним из смелых политических стихотворений стало стихотворение «Деревня» (1819 год), где поэт осудил крепостничество. Начинается стихотворение мечтательно и задумчиво:

«Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

С сельским миром его роднят спокойствие и чувство свободы, где он полон высоких дум; где среди красоты родной природы поэт увидел:

«… Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца».

В последних строках слышится страстное ожидание свободы, её призыв:

«Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И рабство падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»

В стихотворении «К Чаадаеву» (1817 год), написанном в жанре дружеского послания, вольнолюбие проявилось с особой силой. На первом плане здесь – мысль об отчизне, служение которой – потребность души поэта. Дружба насыщена высокими гражданскими чувствами и мыслями о свободе народа. При столкновении мечты и реальности возникают неверие и сомнение. Страстную жажду «вольности святой» ничто не может победить. Убежденная, страстная речь, обращенная к другу, полна пророческого предсказания:

«… И на обломках самовластья
Напишут наши имена».

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» (1827) Пушкин переслал с Муравьевой, уезжавшей в Сибирь к сосланному мужу. Поэт хотел своим поэтическим словом ободрить декабристов, поддержать их веру в торжество свободы. Поэт разделяет с ними «дум высокое стремленье», горячо сочувствует братьям по духу и борьбе. Он утешает декабристов, укрепляет их гордость и веру в конечную победу над самодержавием, сознание высокого исторического подвига во славу свободы.

Легенда о древе яда («Анчар», 1828) под пером Пушкина вырастает в суровое обличение деспотизма. Здесь философски обобщена трагедия современного Пушкину человека. Стихотворение состоит из двух частей: первая часть – нарисован безжизненный пейзаж, где на бесплодной почве вырос анчар, одинокий, чуждый, угрожающий. Природа создала его «в день гнева». Все живое сторониться анчара:

«К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…»

Сюжет обогащается новым мотивом: «но человека человек послал к анчару властным взглядом…». Владыка, князь может послать любого раба на смерть, чтобы утвердить свою власть над «соседом» и облечь их на рабство и гибель. Так поэт раскрывает социальные отношения между людьми.

Ещё в 1817 году в оде «Вольность» Пушкин ставит цель – «на тронах поразить порок». Он полон возвышенного негодования, обличая «тиранов мира». Идеи Пушкина соблюдать закон приобретали революционный смысл, так как поэт осуждал тиранию верховной власти и грозил ей неминуемым возмездием.



« Назад к списку


Добавить комментарий

 
Текст сообщения: *
Защита от автоматических сообщений

Указывая свои персональные данные, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.