Рапсодия. Сайт для увлекающихся

Рапсодия - в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных тем. В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер.

Сочинения, рефераты, доклады сгруппированы по темам:

Авторы раздела:



Что лучше – истина или сострадание?


Автор: Ирина Михайлова


Cочинение по пьесе М.Горького «На дне».

Пьеса «На дне» прозвучала как сильное, гневное обвинение в преступлении, брошенное обществу. Это преступление враждебно человеку, калечит, убивает миллионы людей, давит их голодом, безработицей, нищетой, преступностью. Общество, толкающее людей на дно жизни, на ужасные поступки, искажающие облик человека – это тема пьесы. Здесь раскрыта истина, страшная истина жизни героев – опустившихся людей, выброшенных обществом. Горький вскрывает причины, которые привели этих людей на дно жизни, и даёт понять, что не будь этих причин, не было бы и огромного количества погибших душ, теряющих последние надежды. Но жива еще искорка человечности в них, эта искорка – сострадание, жалость к другим людям, и, конечно, мечта.

Васька Пепел – от природы жизнерадостный, честный человек, об этом говорит его отношение к Наташе. Но с детства ему твердили, что он сын вора, и другой дороги в жизни у него не оказалось. Он вынужден стать вором, т.к. общество, в котором «человек человеку волк», никогда не подаст руку помощи, а только потопит в грязи, считая, что правда Пепла в том, что он – сын вора: «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя… да и все её знают»…

Васька зажегся было мечтой быть честным человеком, жениться на Наташе, и Наташа поверила этой мечте о хорошей жизни с Пеплом, но она не осуществилась. Необходимо было какое-то живое действие с их стороны, они должны были сделать какой-то шаг к своей мечте. Но все привело к тому, что Пепел оказался в тюрьме, а Наташа в больнице. Их мечты оказались слишком далеки от реальности, от истины.

Атмосфера «дна» заставляет человека опускаться, лишает его возможности почувствовать себя человеком, лишая его даже имени. Никто не знал, каково оно у Актера. Его мечтой было излечиться от алкоголизма и снова «быть» актером, вернуть свой талант. Все тщетно – он только говорил о лечении и, в конце концов, убивает себя (что является признаком его слабоволия).

Клещ мечтает о честном труде, с врожденной брезгливостью трудового человека ко всякому паразиту он презирает тунеядство «босяков», он трудится и здесь, в ночлежке, ремонтируя нищенские вещи, не желая замечать ничего вокруг себя, отмахиваясь от истины-жизни: от страданий умирающей жены, от тяжкого бытия. И из-за этого, возможно, его мечта гибнет. Отталкивая от себя человеческие чувства – сострадание и жалость, он перестает быть человеком.

Настя – глубоко чувствующий человек, томится мечтой о настоящей любви. Она уходит от страшной жизни в выдуманный мирок, где живет созданный ее фантазией, страстно влюбленный в нее «студент», похожий на героя дешевого французского романа. Но это лишь туманная завеса от правды, которая может тащить только вниз. Безнадежность ее слишком ясна.

Кто поможет этим людям подняться?

Лука – едва ли не единственное «живое» лицо в пьесе. Удивительная жизнестойкость и знание жизни отличает его. Именно Лука зарождает и утверждает мечтания в думах погибших людей. Каждому из них он успел сказать что-то утешающее, обнадеживающее. И они действительно стали надеяться на лучшее!

Лука заронил в душу Пепла мечту о Сибири, в душу Наташи вселил надежду на возможность хорошей жизни с Пеплом. Настю Лука выслушал, признавая право мечтать о «необыкновенной любви». В душу Актера он вселил мечту о бесплатном лечении от алкоголизма.

Лука дает всем множество практических советов, и возникает вопрос: а какова его правда, во что он верит? Он спокойно одобряет любую мечту, но это не значит, что он верит во все. Когда Пепел спрашивает его, есть ли Бог, он отвечает: «Коли веришь, есть; не веришь, нет». Во что веришь, то и есть». В душе самого Луки глубоко спрятано согласие с жестокой правдой жизни. Но он знает цену человеку: «Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…».

Герои пьесы не хотят замечать действительности, отгораживаясь от настоящей жизни. И чего стоит их сострадание, если они ничем друг другу помочь не могут, не хотят?

«Человек – всё может… лишь бы захотел…» - совершенно справедливо произносит Лука. Многие мечтали, но не смогли, не сделали уверенного шага к своей мечте, к лучшему. Для них мечта оставалась только мечтой, а могла стать истиной… А пока истина – их настоящая жизнь.



« Назад к списку


Добавить комментарий

 
Текст сообщения: *
Защита от автоматических сообщений

Указывая свои персональные данные, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.