Автор: Евгения Кошечкина
Сочинение по поэзии А.А.Блока.
А.Блок еще задолго до Октябрьской революции обратился к теме старого и нового мира в своем творчестве. «Старый» мир вырисовывается еще в стихотворении «Русь» (1906). В нем Русь старого мира представлена как Русь языческая, нищая, полная колдунов и разноликих народов, лишенная общей веры. «Новый» мир приходит на смену старому, он полон спасительной веры, он приносит с собой благо, надежду. В стихотворении «Россия» (1908) мир остается нищим, но в нем уже зарождается движение, Россия предстает уже на другом этапе. И этот новый этап чем-то близок этапу раннего христианства, которое сменило языческий мир.
Блок пишет о старом мире в стихотворении «Два века» (1911):
«Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела...
»
«Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть и дух погас,
И ангел сам священной брани
Казалось, отлетел от нас».
В поэме «Двенадцать» также сопоставлены два мира, и мир старый показан как мир дореволюционный, жестокий. В поэме остро очерчены герои старого мира. Это буржуй, поп и «барыня в каракуле». Простота стиля поэмы сказалась в ее пейзаже, также очерченном резко и контрастно, «в две краски»: «черный вечер, белый снег». На чередовании мотивов ночной черноты и снежной вьюги строится изобразительная сторона поэмы – оборотная сторона темы старого и нового мира.
Вводя в поэму образ Христа, Блок исходил из своего представления о раннем христианстве как о великой нравственной силе, которая сокрушала языческий мир, сопоставляя распад римской империи с падением царского строя в России. Образ Христа – символ нового мира, во имя которого герои поэмы творят историческое возмездие над старым миром.
Новый мир с событиями 20 века Блок обрисовывает с религиозным пафосом («Два века»):
«Нет, то не рог Роланда слышен,
То звук громовый Труб иных!
Так, очевидно, не случайно
В сомненьях закалял ты дух,
Участник дней необычайных!
Открой твой взор, отверзи слух,
И причастись от жизни смысла,
И жизни смысл благослови,
Чтоб в тайные проникнуть числа
И храм воздвигнуть – на крови».
« Назад к списку