Рапсодия. Сайт для увлекающихся

О творчестве
«Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют» (А.П.Чехов)
«Живет лишь тот, кто творит» (Р.Роллан)
«Без фантазии нет искусства, как нет и науки» (Ф.Лист)



Вход для авторов

Содержание раздела «Проза»:

Авторы раздела:


Путешествие с Говорушкой в страну Гласных звуков

Автор: Наталья Летошко


Содержание:
Вступление

За окном было темно. Мелкий дождь моросил по стеклу. В сумраке комнаты тени рисовали на стенах, как будто карандашом, удивительных героев. В углу комнаты около кровати было тепло и уютно, там горел светильник, и его ясные, золотистые лучики прогоняли тень, оставляя светлые солнечные картинки. В кровати, укрывшись теплым шерстяным одеялом, лежала маленькая девочка. Рядом с ней на краешке кровати сидела женщина.

- Мама, расскажи мне, пожалуйста, сказку, – попросила её девочка.

- Аня, а давай мы вместе с тобой сочиним волшебную историю об удивительных жителях и их приключениях? - с улыбкой ответила ей мама.

Так на свет появилась сказочная история о гласных звуках.

Часть 1. Волшебное заклинание

С давних времен в одной замечательной стране живут волшебники. Они очень любят говорить, но не так, как обычно разговариваем мы, нет, каждый из них может произнести только свое имя, состоящее из одного звука. И поэтому, чтобы общаться, один за другим, по порядку, каждый из них поет своё имя, создавая невероятное чудо - Слово.

Наверно, ты подумала: "О, что за волшебство, это может каждый!" А знаешь ли ты, что для того, чтобы на свет появилось Слово, нужно по порядку и правильно произносить все Звуки?

- Я хочу отправиться в гости к удивительным жителям сказочной страны и попрошу их научить меня волшебству Слова, - сказала девочка.

В тот же миг Аня оказалась в красивой сказочной стране…

Часть 2. Интересная встреча

По дороге медленно шла маленькая девочка. Справа и слева от нее шелестел листвой лес. Вокруг не было ни души.

- Кто мне подскажет, куда ведет эта дорожка? - задумчиво глядя перед собой, произнесла девочка.

Вдруг рядом с ней послышался тоненький голосочек:

- Как тебя зовут, куда ты направляешься одна?

Девочка осмотрелась и никого не заметила.

- Аня, - представилась она робко. – Я ищу страну Знаний. Там живут добрые волшебники. Я попрошу их научить меня своему мастерству.

Голосочек совсем рядом воскликнул:

- Я тоже хочу путешествовать!

Девочка не могла понять, что за чудеса, кто с ней разговаривает!

Но откуда-то сверху голосочек продолжал просить:

- Я умею летать, и поэтому с высоты мне видно и слышно много интересного, удивительного. Хочешь, я поделюсь с тобой своими знаниями? Возьми меня с собой!

Девочка подняла глаза вверх и увидела маленькую птичку.

- Говорящая птичка! - воскликнула девочка. – Этого не может быть!

Часть 3. Говорушка

Аня никогда в жизни не слышала, чтобы птицы разговаривали. И когда перед собой она увидела птичку с глазками-пуговками, в странной шапочке, изогнутой как листик дерева, от неожиданности не поверила своим глазам. Та дружелюбно помахала Ане крылышками.

- Невероятно! – протянула девочка, разглядывая Незнакомку.

- Возьми меня с собой, и я познакомлю тебя с жителями этой страны, расскажу об интересных и волшебных превращениях, а также вместе со мной ты узнаешь много нового, познавательного! – предложила свою помощь птичка.

Девочке было немного страшно, впереди ее ожидало что-то невероятно чудесное и в тоже время неизвестное. Если честно, она обрадовалась говорливой собеседнице.

- Хорошо, - сказала девочка. - Но, если мы будем вместе путешествовать, мне надо знать твое имя!

- У меня нет имени, я просто везде летаю и люблю узнавать новое, - ответила птичка.

- У всех есть имя, давай я буду звать тебя Говорушка? – спросила Аня.

- Мне нравится! Спасибо, теперь у меня есть свое красивое имя! – обрадовалась Незнакомка. - Поспешим в дорогу, впереди нас ждут интересные приключения!

Часть 4. Игра Отгадай-ка

- Чтобы нам было интересно путешествовать, давай поиграем! Закрой глаза, прислушайся к звукам вокруг тебя, что ты слышишь? – сказала Говорушка.

Аня закрыла глаза и задумалась. Все было обычно, как и всегда. Но, немного погодя, она стала различать, как журчит ручеек, шелестят листочки деревьев, щебечут птички и еще много разных звуков, которые дарит нам природа.

- Как это я раньше не замечала, что мир так богат звуками! - подумала девочка.

Говорушка ждала и, когда Аня открыла глаза, сказала ей, что приготовила для нее коробочки с сюрпризами.

- Возьми любую коробочку, потряси её, внимательно послушай звук, который доносится изнутри и расскажи, что он тебе напоминает, - сказала она.

Птичка взмахнула несколько раз крылышками, и из воздуха на земле перед Аней появились несколько коробочек. Девочка стала брать каждую в руки, и та звучала единственным неповторимым звуком.

Примечание к части 4. Развитие слухового внимания

Игры на развитие слухового внимания ребенка:

1. Попросите ребенка внимательно послушать различные звуки вокруг, рассказать, что он слышит. Например, в доме – как звучат работающие кухонные приборы, на улице – различные звуки природы. Помогите ему наводящими вопросами, подскажите, если он затрудняется в отгадке звука. По желанию, ребенок может закрыть во время игры глаза.

2. Возьмите любые небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, оболочки от киндер-сюрпризов, самодельные емкости из картона, все, что может придумать ваша фантазия. Внутрь емкостей необходимо поместить предметы, издающие разные звуки. Варианты: бисер, фасоль, пластиковая пробка из-под бутылки, колокольчик и т.д. Если вы будете использовать сыпучие крупы, помните, что они портятся. Картонные емкости желательно обклеить бумагой, чтобы содержимое не рассыпалось. Бумагу лучше взять цветную.
Вместе с ребенком прослушайте каждый предмет и обсудите с ним, на что похожи звуки, «живущие» внутри. Затем ребенок пусть попробует самостоятельно отгадать, на что похож каждый звук.

3. Чтобы разнообразить игровые моменты, в качестве дополнительного материала могут быть использованы детские погремушки, бубен, барабан, детское пианино, дудочка, деревянные ложки и т.д. За небольшой ширмой вы производите выбранным предметом звук и просите ребенка отгадать, какому предмету он принадлежит.

Часть 5. Звук А

- Я расскажу тебе о звуке «А», - пропела птичка. - Жил бы на свете Звук. Он очень любил детей и поэтому часто вместе с мамами качал в колыбели, успокаивая песней, малышей, а чтобы его было слышно, он напевал «А-А-А». Вместе с мамами он убаюкивал крошек на руках и в колясках, успокаивая своей песенкой.

Давай с тобой поиграем с ним:

Мы со звуком "А" играем,
Рот как птенчик открываем,
Язычок лежит спокойно,
Ветерок летает вольно

Изо рта, да на свободу,
По свободному проходу.
Зубки, губки не мешают,
Песню "А" не нарушают.

Так собеседники не заметили, как вдалеке показалась водная голубая гладь.

Примечание к части 5. Звук А - артикуляция, игры

1. Артикуляция звука «А» для детей:

Мы со звуком "А" играем,
Рот как птенчик открываем,
Язычок лежит спокойно,
Ветерок летает вольно

Изо рта, да на свободу,
По свободному проходу.
Зубки, губки не мешают,
Песню "А" не нарушают.

2. Игры со звуком «А»:

А) «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»»:
Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит звук «А».

Б) Игра «Волшебный мешочек». Его можно сшить своими руками или взять готовый магазинный мешочек из ткани. Положите в него карточки с изображением предметов на звук «А».
Попросите ребенка достать картинку и назвать, что изображено на ней, выделяя голосом звук «А».

В) Если ребенок маленький, можно поиграть с ним в игру «Покачаем куклу Аню». Попросите его успокоить плачущую девочку, покачать, напевая песенку: «А-А-А». Объясните, что для этого надо широко раскрыть рот и негромко спеть вслед за вами, а затем и самостоятельно.

Часть 6. Фея зеркального озера

Играя с птичкой, девочка не заметила, как оказалась на берегу большого красивого озера. Его поверхность напоминала зеркало. Чтобы продолжить путь, Ане нужно было перебраться на другой берег, но лодки нигде не было. Наклонившись над водой, чтобы умыться, она увидела в отражении себя и рядом прекрасную фею. Та спросила девочку, как её зовут и куда она направляется.

- Я помогу тебе, девочка, переправиться на другой берег, - произнесла Волшебница. – Но сначала послушай мою песенку-загадку и скажи, о чем она.

В зеркальном отражении холодном
Плывут по небу облака,
Для рыбок дом родной в краю подводном,
Вокруг – каёмкой берега.
А если стужа зимняя подует,
То заискрится коркой льда.
Мороз-художник сказку нарисует
И заиграет серебром вода.

- Озеро! – вскричала радостно Аня. Загадка была очень трудной, но перед девочкой была подсказка, и она, конечно, сразу догадалась.

Как только девочка произнесла отгадку, фея взмахнула волшебной палочкой, и перед Аней чудесным образом возникла лодка. Она покачивалась плавно на волнах, словно приглашая отправиться в путь.

- Возьми с собой от меня подарок, – произнесла Фея и протянула девочке Зеркальце…

Часть 7. Почему гласные так называются

Взглянув в Зеркальце, подаренное доброй феей, Аня увидела незнакомое улыбающееся лицо. Это было не её отражение, а чужое. На нее смотрели внимательные глаза. У Зеркала был носик и ротик.

- Здравствуй, Аня, - сказал голос из Зеркала. – Садись скорее в лодочку, она перевезет тебя на другой берег.

Девочка попрощалась с феей и села в лодку, которая сразу же отплыла от берега. Легкий ветерок подталкивал лодочку, и та, повинуясь невидимой воле, плавно скользила по озерной глади.

- Аня, добрые жители этой страны называются Гласными звуками. Они с радостью поделятся с тобой своими волшебными песнями, – пропело Зеркальце.

- А почему они так называются, Гласные? – заинтересовалась Аня.

- Гласные – от слова «Глас», что в очень давние времена в речи означало «Голос» - объяснило ей Личико в Зеркале. - Жители этой страны голосистые, поющие. Вот поэтому их так называют - Гласные.

Часть 8. Беззаботные жители Гласной страны

По озерной глади медленно плыла лодка с девочкой. До берега было еще далеко, и, чтобы не скучать, Аня разговаривала с подаренным ей феей волшебным Зеркальцем.

- Расскажи мне что-нибудь интересное о жителях этой страны, - попросила девочка Зеркальце.

– Жизнь этих жителей беззаботна. Целый день они поют. И знаешь, это не простые песенки, а волшебные имена удивительных жителей. Их называют Гласные звуки, - начал свой рассказ голос из Зеркальца. – Давай с тобой вместе споем их чудесные песенки. Посмотри внимательно - когда мы открываем рот, ветерок свободно пролетает около язычка наружу, ему ничего не мешает - ни губы, ни зубы, ни язык. Поднеси ладошку ко рту, когда будешь петь – ты почувствуешь маленький ветерок.

- Повторяй за мной, – учило, показывая, как правильно произносить, Личико из Зеркала. – А, О, У, И, Ы, Э… Вслед за ним Ане без труда удалось спеть эти песенки.

- Мне очень нравятся песенки жителей этой страны, - сказала девочка, - я с удовольствием буду с ними дружить.

- Мы обязательно познакомимся с каждым из этих звуков поближе и попросим их научить нас своему волшебству, – поддержало её Зеркальце.

Лодочка плавно подплыла к берегу, и Аня вместе с Зеркальцем сошла на берег. В тот же миг лодка исчезла. Рядом с водой росло небольшое дерево, на котором сидела Говорушка. Она радостно приветствовала девочку, помахав ей крылышком.

Часть 9. Звук У

Ярко светило солнышко. Говорушка, которая внимательно наблюдала за девочкой, вспорхнула с ветки дерева, облетела вокруг Ани и села на ее пути. В клюве она держала колечко, которое положила перед девочкой.

- Возьми мой подарок, он тебе пригодится в пути, - сказала птичка и улетела.

- Красивое, - подумала девочка, подняла кольцо и положила его в кармашек.

Вдруг Аня услышала странный звук, который доносился из-за деревьев, что росли впереди. Путь девочки как раз пролегал через лес, поэтому ей ничего не оставалось делать, как пойти посмотреть, кто это так поет.

Девочка увидела сидящего среди деревьев грустного волка. Подняв морду вверх, он выл:

- УУУ…

- Что случилось, - спросила его девочка. - Кто тебя обидел?

Волк посмотрел на Аню и сказал, что он просто одинок.

- Давай с тобой дружить, - предложила девочка.

- Согласен, - обрадовался Серый.

В кармашке у Ани Зеркальце забеспокоилось и попросило показать, с кем девочка общается. Увидев волка, оно успокоилось:

- Волк добрый!

- Давай учиться произносить этот звук! – попросила нового знакомого Аня.

А зеркальце тем временем запело:

С звуком "У" мы поиграем,
Погудим, созорничаем -
Губки трубочкой поют,
Ветерку летать дают.
Язычок нам не мешает,
Он лежит и отдыхает.

Волк вытянул морду трубочкой и с удовольствием запел:

- УУУ…

Аня за ним повторила.

Зеркальце в руках у Ани подбадривало и хвалило обоих.

У волка еще никогда не было друзей, он на прощание подарил Ане Игрушку, которую недавно нашел в лесу.

Попрощавшись с девочкой, он убежал. Ане понравился подарок. Это была маленькая птичка Иволга. Волк не знал, что она живая, её околдовала злая Стужа.

Часть 10. Дедушка Иней

Аня завернула птичку в платочек, что нашла в кармашке, и прижала к себе.

- Какая милая, как живая, - произнесла девочка.

- Это не игрушка, Аня, живая птичка. Она заколдована, – произнесло волшебное зеркальце.

Аня попыталась отогреть птичку теплом ладоней, подышала на нее теплым воздухом, но все напрасно. Птичка оставалась неподвижной.

- Что же делать? - подумала девочка.

- Я помогу тебе, Аня, - с ветки дерева произнесла прилетевшая Говорушка. – В лесу есть белая поляна. Когда вокруг лето, цветут цветы, поют птички, там зима, кругом снег. Посередине поляны стоит Избушка. В ней живет дедушка Иней. Он поможет снять чары злой Стужи. Я покажу тебе туда дорогу…

Часть 11. Звук И

Аня спешила по лесной тропе за Говорушкой. Чтобы помочь околдованной Иволге, ей надо было попасть к доброму волшебнику - дедушке Инею.

Когда перед ней появилась снежная полянка посреди зеленого леса, девочка ахнула. Кругом зеленели травы, шелестели зелеными листочками деревья, было тепло и по-летнему весело, а на поляне царила настоящая зима. Серебрился снежок, и было холодно.

- Вот так чудеса! – воскликнула Аня.

На её голос из Избушки, что стояла посередине поляны, вышел седой старичок.

- Здравствуй, девочка, что привело тебя к моему дому? – спросил он.

- Дедушка, помоги мне, пожалуйста, расколдовать Иволгу, - расстроено попросила его девочка. – Её заколдовала злая стужа.

- Это несложно, улыбнулся старичок. – Тебе просто надо спеть песенку про звук «И». С него начинается имя птички. Повторяй за мной слова.

Улыбнемся широко,
Песню мы споем легко,
Голосок звучит игриво,
"И" выводит он красиво.
Губки, зубки не мешают,
Песню "И" не нарушают.

Как только Аня пропела песенку звука «И», птичка ожила. Поблагодарив старичка за помощь, девочка продолжила свой путь, а иволга, как только они покинули сказочную полянку, улетела к своим братьям и сестрам, помахав на прощание девочке крылышком.

Часть 12. Плачущее Облако

Деревья становились все реже и реже. Аня вышла на освещенную солнцем ровную каменистую поверхность. Перед ней был обрыв.

- Как же мне перебраться на ту сторону? – вслух произнесла она. – Я столько прошла, и вот теперь мне надо возвращаться обратно?

- Не расстраивайся, над обрывом есть мост, но только он спрятан от глаз Плачущим Облаком, – произнесла Говорушка, которая летела за девочкой. – Поговори с Облаком, попроси его показать, где находится мост.

Над обрывом висело белое облачко. Небольшой дождик лил из его грустных глаз. Капли падали вниз, в речку, и от этого та становилась неспокойной, бурлящей.

- Почему ты висишь над обрывом и не улетаешь? – спросила грустное облачко Аня. – Из-за чего ты плачешь?

- Я играло со своими друзьями над этим обрывом, такими же облаками, как и я, и не заметило, как потеряло колечко. Оно упало в речку как раз над этим местом. Вот поэтому я не улетаю, а грущу и от этого становлюсь таким плаксивым…

Часть 13. Звук О

- Возьми мое колечко, - произнесла Аня и протянула хнычущему Облачку кольцо, подаренное ей Говорушкой.

- Это оно, мое колечко, откуда оно у тебя! - взволнованно сказало Облачко.

- Я его нашла на берегу реки и подарила Ане, - произнесла Говорушка, которая все это время была рядом с девочкой.

- Большое спасибо, - радостно воскликнуло Облачко, - чем я могу отблагодарить тебя?

- Помоги мне перебраться на ту сторону, через Обрыв,- попросила девочка.

Облачко поднялось вверх, в воздух, и сразу перед Аней открылся красивый мост.

- Я хочу подарить тебе песенку звука «О», - сказало Облачко и запело:

Поиграем с звуком "О",
Пропоем его легко!
Чуть мы губки округляем
И вперед их выдвигаем,
Не мешает ничего
Ветерку со звуком "О" -
Мимо язычка, зубов,
Без усилия, трудов
Восторгается, поет,
Полетать с собой зовет.

Спев песенку, довольное облачко улетело. А Аня, перейдя по мосту через обрыв на другую сторону, продолжила свой путь…

Часть 14. Дед Эхо

Путь девочки лежал через горную тропинку. Со всех сторон высились серые каменные склоны. Густая, серая пелена тумана преграждала путь девочке.

- Где ты, моя подружка? – спросила девочка.

- Ушка… - ответил ей кто-то незнакомый.

- Добрая птичка Говорушка! – продолжала громко звать Аня.

- Ушка… - опять передразнил её неизвестный голос.

Удивленно осмотревшись и никого не заметив, Аня позвала снова: - Ау!

- Ау! - глухо издалека повторил за ней Незнакомец.

- Здравствуйте, Невидимка, давайте дружить! – попросила робко девочка.

- …Те…имка…айте…ить…, - услышала она в ответ.

- Вот так иностранец! – подумала Аня.

- С кем это ты играешь? – Говорушка подлетела незаметно и уже некоторое время тихо сидела, наблюдала.

- Кто-то пытается со мной поговорить, но я его почему-то не понимаю. Видимо, стесняется и боится показаться, поэтому прячется, - пояснила ей девочка.

- Это дед Эхо балуется, - объяснила птичка, - заскучал тут один, загрустил, не хочет тебя отпускать…

Часть 15. Звук Э

Напустил серый туман на горную тропинку дед Эхо. Понравилась ему девочка-путешественница, бредущая одиноко по его Царству. Давно уже ни с кем не разговаривал Старый Отшельник, видимо, поэтому только и мог, что повторять за прохожими слова, да и то не полностью. Хитрюга! И устать не успеет, произнося не все слово, и трудиться не надо. А то, что смысла нет и непонятно – ему все равно, не понимает он. Играет себе, тешится.

- Анечка, знаю я песенку, которая понравится дедушке, - сказала Говорушка.

"Э" вопросы задает,
Вопросительно поет,
Выгнув спинку язычка,
Изогнув её слегка,
Изумленно рот открыв,
Распевает свой мотив.

- А ведь у дедушки имя тоже начинается со звука «Э», - заметила Аня, - Эхо!

- Хо…, - засмеялся Дедуля.

Туман потихоньку рассеялся, и перед путешественницей на небольшом камешке появился глиняный горшочек.

- Анечка, это дедушка подарок тебе оставил, - пропело зеркальце, которое Аня достала из кармашка. – В нем сладкий мед. Пойдем скорее, пока видна дорога.

Без труда девочка продолжила свой путь, помахав на прощание доброму дедушке рукой.

Горная тропинка вывела её к пещере, из которой слышался грозный рык…

Часть 16. Обиженный медведь

Горная тропинка лежала мимо пещеры, в которой с некоторых пор поселился медведь. Он был очень сердитым, у него болел нос и глаз. Гулял мишка по лесу и почуял замечательный запах меда. По-запаху нашел дупло в стволе старого дуба. Быстро влез на дерево, цепляясь сильными лапами с длинными острыми когтями за кору и уже было принялся есть вкусное угощение, но не тут-то было. Откуда ни возьмись - маленькая пчелка, больно ужалила его под глаз, а вторая – в нос. Ох, как он заревел! Кубарем скатился с дерева и бросился бежать. Пчелки, хоть и совсем маленькие, но уж больно кусачие!

Добежал мишка до пещеры и теперь сидит в ней и плачет.

Маленькая девочка, путь которой лежал как раз мимо горы, очень испугалась, когда услышала рычащий голос из темной глубины пещеры.

- Не бойся, - пропело зеркальце в кармашке Ани, - это медведь. Угости его душистым сладким медком.

Часть 17. Звук Ы

Мишка был большим, но очень добрым. Просто ему было больно и обидно. Услышав, что кто-то разговаривает, он с любопытством выглянул из своего убежища. Там стояла маленькая девочка и в руках держала горшочек, из которого так вкусно пахло.

Конечно, Аня с радостью отдала мишке мед. Когда содержимое горшочка было полностью съедено, радостный медведь в благодарность подарил Ане песенку звука «Ы»:

Т"Ы" немного улыбнись,
С звуком этим подружись,
Язычок назад оттянут,
Спинкой вверх он чуть растянут.
Низко м"Ы" поем, красиво,
Голосок звучит игриво:
- Ы...

Сытый и довольный медведь не захотел больше сидеть в пещере, а отправился обратно к себе в лес. Аня только и успела, что рассмотреть его шустро мелькающие лапки.


В сборнике: Детская страничка



« Назад к списку


Добавить комментарий

 
Текст сообщения: *
Защита от автоматических сообщений

Указывая свои персональные данные, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.


Новости

Чтобы создать свою авторскую страничку, необходимо:

Прислать материалы для публикации на сайте
Подробнее...