Рапсодия. Сайт для увлекающихся

«Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях» (В.Гюго)
«Поэт — властитель вдохновенья. Он должен им повелевать» (И.В.Гете)
«Поэзия есть игра чувства, в которую рассудок вносит систему» (И.Кант)



Вход для авторов

Сочинения, рефераты, доклады сгруппированы по темам:

Авторы раздела:


Петр I и его реформы

Автор: Ирина Михайлова


Реферат по истории России.

Предыстория и воцарение Петра I

Петр Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 г. в Москве. Он был четырнадцатым ребенком многосемейного царя Алексея Михайловича, первенцем от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Первая жена царя Алексея – Марья Ильинична Милославская – умерла ранее мужа, оставив ему двух сыновей – Федора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, в царском семействе образовалось два круга родных: Милославские и Нарышкины. Еще при жизни Алексея Михайловича между ними завязалась вражда, так как Федор и Иван не отличались физическим здоровьем, в отличие от младшего Петра.

После кончины царя на престол вступил его старший сын – Федор, царствовавший с 1676 по 1682 г. Все это короткое царствование было наполнено борьбой и взаимными интригами царской родни и бояр. Наследовать Федору, скончавшемуся 20 лет от роду, должен был его брат Иван. Но он был больным, полуслепым и слабоумным, поэтому патриарх Иоаким и бояре провозгласили царем младшего царевича Петра. Родные царевича Ивана – его сестры и бояре Милославские не могли примириться с происшедшим. Царевна Софья и боярин Иван Милославский не остановились перед открытой смутой и подняли против врагов стрелецкое войско. После смерти Федора правительство показало стрельцам свою слабость и страх перед ними, и это повело к открытым беспорядкам в стрелецких слободах. Они стали своевольничать, утратили дисциплину. Этим и воспользовались Милославские, распространив слух, что Нарышкины якобы удушили Ивана, в руки стрельцам дали список «изменников-бояр».

Стрельцы поверили, вторглись в Кремль и потребовали вывести к ним Ивана и Петра. Их вывели и показали здоровыми и невредимыми. Но стрельцы не успокоились и на глазах у царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Они разошлись по всей Москве, преследуя «бояр-изменников», после этого они потребовали поставить особый «столп» на площади в память их подвига. Стрельцы настаивали на том, чтобы царевич Иван царствовал вместе с братом Петром и чтобы за несовершеннолетних братьев правила государством царевна Софья. Причем, Ивана следовало поставить первым, а Петра – вторым, чтобы принизить роль Натальи Нарышкиной. Все это было исполнено, и началось двоевластие, которое продолжалось в течение 15 лет, и 7,5 лет из них существовало троевластие.

Для Ивана и Петра сделали даже двойной трон. Отстранив Наталью от государственных дел, Софья стала правительницей. Ее правление продолжалось 7 лет, до 1689 г. Она стала задумываться о средствах, которые бы упрочили ее положение. Софья видела, как чахнет Иван и набирает силу Петр, она стала понимать, что власти ее может прийти конец, и принимает решение стать самодержицею всея Руси. Она помышляла даже о братоубийстве, советовалась по этому вопросу со своим фаворитом, В.В.Голицыным, который сам мечтал о престоле. К счастью, заговор не удался, заговорщики побоялись того, чем это может для них кончиться в случае неудачи.

Но Софья не успокоилась, привела к присяге еще одну группу стрельцов и распространила слух, что Ивана хотят отравить. Однако, на этот раз не все стрельцы пошли за Софьей, а некоторые ее просто предали. Петр, на глазах у которого происходили все эти страшные события, начал вникать в государственные вопросы. Находясь с матерью и патриархом в Троицком монастыре, Петр сам встретил группу стрельцов и объяснил им положение дел. Со сторонниками своей сестры Петр жестоко расправился. Он добивался от стрельцов показаний, обвиняющих Софью, при этом применялись жесточайшие пытки. В основном, все арестованные стрельцы были казнены.

Петр предложил Софье добровольно удалиться в монастырь, но предложение это было ею отклонено, так как она собиралась бежать в Польшу. Тогда по воле Петра Софью схватили и заключили в Новодевичий монастырь, где в 1698 г. она сумела организовать еще один бунт стрельцов. Тогда Петр приказал ее постричь, и она была названа именем Сусанны. Проведя в монастыре 15 лет, Софья умерла в 1704 г.

Царь Иван теперь лишь формально занимал царское место, вся власть была в руках Петра. Видя это, Иван сам передал всю власть брату. В 1696 г. Иван скончался в возрасте 30 лет, и Петр стал самодержцем.

Обучение Петра I

Учиться грамоте Петр начал с 5-летнего возраста, а учителями его были: дьяк челобитного приказа Н.М.Зотов, Лефорт, Тиммерман. Последние двое учили его геометрии и фортификации. Петр не любил попусту тратить время, он постоянно чему-то учился, во что-то полезное играл.

Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона. В селе Преображенском это «войско» сильно увеличилось, и часть его поселилась в селе Семеновском. Из них были образованы Семеновский и Преображенский полки. Петр часто встречался с новыми людьми, учился у них нужному для жизни и государственной деятельности.

Подростку-царю привезли из Франции астролябию – прибор для определения широты и долготы в астрономии. Голландец Франц Тиммерман научил Петра пользоваться прибором. Отремонтировав старый английский бот, Пе6тр плавал на нем по Яузе. Потом, найдя в 120 км от Москвы озеро Плещеево, Петр увлекся кораблестроением, работая топором, молотком, нося тяжелые грузы. Когда в 1695 г. русские войска потерпели поражение при осаде Азова в Черном море, Петр начал строить флот под Воронежем. Было построено 2 военных корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 лодок. И в июне 1696 г. русский флот одержал победу. После этого Петр умножил флот и сделал расчет: 10 кораблей – на свой счет, 6 кораблей – патриарха, 5 кораблей – духовенства, 34 корабля – боярам, 11 кораблей – городам. За 3 года у флота стало 2506 пушек, 11 мортир и 16800 человек. По этим делам можно смело считать Петра основателем русского флота.

Чтобы удержать как-то сына, мать решила женить Петра на Евдокии Лопухиной – дочери окольничего. В январе 1689 г. состоялась свадьба. Приверженность жены к старинным порядкам, богомольству, предрассудкам раздражала Петра. Она не могла поддерживать его стремления к новшествам.

Недалеко от Преображенского, в Немецкой слободе, где жили иностранцы, Петр приметил Анну Монс, увлеченность которой делала его отношения с Евдокией более напряженными. Жена постоянно жаловалась, упрекала Петра. Евдокию насильно увезли в Суздаль и заключили в Покровский девичий монастырь.

Петр посетил много зарубежных стран. В 1697 г. было назначено Великое посольство в Европу, в которое входил сам царь. Лифляндия, Курляндия, Голландия с заездом в Амстердам, Кенигсберг, Митаву. Петр обращал внимание на земледелие, зарисовывал орудия, расспрашивал, записывал. Одевался матросом, рабочим, ходил за продуктами, иногда готовил сам еду. Был в Гааге, в Лейдене осмотрел университет, в Лондоне встречался с корабельными плотниками, двоих из которых отправил в Москву. Царь нанимал художников, мастеров, собирал птиц, рыб, картины, нанял гравера, который впоследствии украшал книги, печатаемые в России. Большое количество мастеров было приглашено и отправлено в Россию.

Петр I был высокого роста, обладал большой физической силой, сгибал в трубу серебряную тарелку и разгибал подкову. Он был вспыльчив, легко выходил из себя, при этом лицо его дергалось, что возможно было следствием пережитых в детстве потрясений от стрелецких бунтов.

Царь тянулся к наукам и государственным делам. Он был волевым энергичным человеком. Хорошо знал историю, математику, изучал финансовое дело, любил работать физически, на его руках всегда были мозоли. Петр прекрасно разбирался в кораблестроении, военно-морском деле, артиллерии и фортификации.

В процессе своей деятельности Петр становился искусным дипломатом, талантливым полководцем, радеющим за благо отчизны. Он глубоко понимал необходимость экономических, государственных, культурных преобразований в России. Вся деятельность царя пронизана практическими делами, преобразованиями, строительством и введением нового, изменениями, реформами.

Реформы Петра 1

Петр 1 решал вопросы: о строительстве кораблей, об административно-территориальном делении, о финансах, о строительстве городов, мостов, о приказах, о фураже, о продаже леса, сукна, вина, о пошлинах, о податях, о купечестве, о строительстве фабрик, заводов, о печати, о переписи населения, о войнах, о ловле рыбы, о беглых девках, о суде, о полиции, о табаке, о переписке книг и прочее. И во всем стремился разобраться самостоятельно.

В 1703 г. была заложена крепость у дельты Невы. Она получила название Петропавловской. Затем Петр решил построить город на Неве, лично изучал архитектурный план города, делал поправки. Строительство Санкт-Петербурга окончательно закрепило за Россией выход к Балтийскому морю.

В 1709 г. были разбиты шведы под Полтавой, показав мощь и способность вооруженных сил России. Была одержана победа при Гангуте в 1714 г. и при Генгаме в 1720. Северная война, длившаяся более 20 лет, закончилась успешно для России.

В 1703 г. было принято решение подчинить государству церкви, упразднить патриаршества. В 1721 г. вместо патриаршества был учрежден Синод, который ведал всеми делами православной церкви, возглавлял его обер-прокурор, назначаемый царем.

В 1708-10 гг. Петр провел областную реформу: появились губернии и провинции между уездами, подчинявшиеся центрам. Россия разделялась на 8 губерний во главе с губернаторами, которым подчинялись войска на местах, административная и судебная власть.

В 1711 г. Петр распустил Боярскую думу и учредил Правительствующий сенат, весь состав которого подписал присягу, и был обнародован указ, которым повелевалось всем чинам подчиняться сенату как самому царю.

В 1718-20 гг. все старинные приказы были заменены коллегиями, которые управляли определенной отраслью государственного хозяйства на территории России. Во главе коллегия стояли опытные чиновники.

В 1718-22 гг. была проведена перепись населения и подворное обложение заменено подушной податью. Перепись имела финансовое, социальное (развитие крепостного права) и полицейское (введена паспортная система, что затрудняло миграцию крестьянского населения) значение.

В 1722 г. введен «Табель о рангах», который отделил военную службу от гражданской, где каждый ранг определял статус и привилегии.

Петр понимал, что развитие страны невозможно без совершенствования и распространения знаний, образования и науки. Для подготовки специалистов посылались русские молодые люди на учебу за границу. В 1697 г. в Италию и Долмацию послано 39 человек, в Англию и Голландию – 22 человека. Каждому из отправленных предписывалось царем завербовать по 2 человека на службу в Россию.

Петр принимает меры к созданию собственных учебных заведений: в 1701 г. в Москве основана школа математических и навигационных наук, пушкарская (артиллерийская) школа, в 1707 г. – медицинское училище, в 1721 г. на Урале – горные школы, в 1722 г. в Петербурге открылись артиллерийская и инженерная школы, создана Морская академия, в 1725 г. – петербургская Академия наук.

В 1712 г. Петр перенес столицу России из Москвы в Петербург.



« Назад к списку


Добавить комментарий

 
Текст сообщения: *
Защита от автоматических сообщений

Указывая свои персональные данные, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.


Новости

Чтобы создать свою авторскую страничку, необходимо:

Прислать материалы для публикации на сайте
Подробнее...