Рапсодия. Сайт для увлекающихся

«Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!»
(А.А. Фет)

Сочинения, рефераты, доклады сгруппированы по темам:

Авторы раздела:



Мой любимый композитор - М.П.Мусоргский


Автор: Элина Костерина


Сочинение по музыкальной литературе.

В 1999 г. весь музыкальный мир отмечал 160-летие со дня рождения моего любимого композитора Модеста Петровича Мусоргского. В концертном зале им. П.И.Чайковского состоялся цикл вечеров, посвященных этой дате. Мне посчастливилось побывать на одном из концертов, где исполнялись фрагменты из опер «Хованщина», «Борис Годунов» и любимые с детства «Картинки с выставки».

Название соответствует содержанию: «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Эта выставка настолько поразила композитора, что, вернувшись домой, он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки. На языке звуков он рассказал об избушке в чаще леса, в которой живет Баба-Яга, о старинном средневековом замке. Запомнился Мусоргскому и набросок Гартмана, где художник изобразил щипцы для колки орехов в виде неуклюжего гнома. Но герой пьесы «Гном» не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники. Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Иногда прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас сочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаенному горю.

Мусоргский как волшебник оживил фигурку. Для воплощения фантастического портрета гнома в музыке композитор выбрал музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего-то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки. Этот образ рисует изломанная мелодия, которая ассоциируется с подвижными, угловатыми движениями, и чередование быстро пробегающих звуков с длинными, замирающими. Все это похоже на движения испугавшегося, скрывающегося персонажа. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчеркивает холодная мрачная тональности ми бемоль минор. Но, вместе с тем, это сказочный, фантастический образ.

Средняя часть пьесы более трагическая, она выражает чувства гнома. Мрачная ладовая окраска, раскачивающиеся басы выдают тяжелые, горестные мысли маленького человечка. Наступают минуты полного отчаяния. Но вот гном насторожился, как бы почувствовав опасность. Здесь начинается реприза. Возвращается синкопированный ритм первой части. Но эта тема звучит более трагично и гневно. Последняя фраза налетает и уносит за собой образ гнома.

Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедный маленький гном пройдет свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет солнце и его ждет счастье.

В цикле 10 самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Все они связаны «темой прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя нас от одной картинки к другой. В «Картинках с выставки» отражена индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления.

Я люблю музыку Мусоргского за ее выразительность, мелодичность, народность. Что бы я не слушала, - будь то «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» или его песни, романсы – везде чувствуется русская народная музыка. Думаю, я не одинока в своем мнении: Мусоргский – один из самых любимых и почитаемых композиторов нашего народа.



« Назад к списку


Добавить комментарий

 
Текст сообщения: *
Защита от автоматических сообщений

Указывая свои персональные данные, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.