Рапсодия. Сайт для увлекающихся

О творчестве
«Не музыки нам надо, не слов, не палитры и не резца (...) - мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите, какой бы сюжет вы не избрали для беседы с нами!» (М.П. Мусоргский)

Сочинения, рефераты, доклады сгруппированы по темам:

Авторы раздела:



Что терзает Чацкого?


Автор: Анна Кошечкина


Cочинение по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

План
  1. О комедии «Горе от ума».
  2. Что терзает Чацкого?
    1. Ненависть к крепостному праву
      1. К крепостникам-помещикам
      2. Тяжелое положение народа
    2. Пороки фамусовского общества
    3. Долг перед отечеством
    4. Личная драма
    5. Одиночество
  3. К чему привели терзания Чацкого



Комедия «Горе от ума» была написана в первой трети 19 в. Это время характеризуется сложной политической обстановкой. В Росии, пробужденной войной 1812 г., поднимается волна протеста против крепостного права. В передовых кругах зарождаются тайные общества. Происходит столкновение двух общественно-политических лагерей. В комедии Грибоедов изобразил с исторической точностью этот конфликт. Главный герой комедии Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом, начинаются его терзания.

Что же терзает Чацкого?

Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный», а как будущий декабрист:

«...мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».

С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников. Ненавистью звучат его слова о «Несторе негордяев знатных», о помещике-балетомане.

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина:

«Амуры и зефиры все
Распроданы поодиночке!!!»

Чацкий любит народ, называет его «добрым и умным», отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение:

«Ученость – вот чума,
Ученье – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей,
И дел, и мнений».

То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний.

Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому.

«Мундир! Один мундир!
Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету...»

Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Он говорит о «французике из Бордо», которому в России не встретилось «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья». Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший.

Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга; он готов служить Родине, ее интересам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом также заключено страдание героя. Высокое понимание долга – светлая сторона личности Чацкого. Трагическая коллизия между долгом и чувством обрывает трагически все в душе Чацкого. Его преследует мысль, что он одинок: «И в многолюдстве я потерян», - говорит он. Чацкий нанес сокрушительный удар по барской Москве, по ее тузам, которые не только живут, но и умирают.



« Назад к списку


Добавить комментарий

 
Текст сообщения: *
Защита от автоматических сообщений

Указывая свои персональные данные, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.